?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Текст еще не приглаженный. И является продолжением предыдущего...
И вообще это скорее мои заметки на полях, бог знает зачем...

Вернемся в наш VII век. Рождение танка, точнее становление танка как популярного, известного и престижного формата японской поэзии.
Почему именно VII век? Для ответа на этот вопрос придется заглянуть в историю Японии, не очень, правда, надолго, а то мы так никогда не доберемся до поэзии.
У Японии есть очень древняя история, по правде сказать, просто чудовищно древняя, поскольку уже 40 тыс. лет назад тут уже жили люди, 7 тысяч лет назад существовала развитая цивилизация (а по времени это сравнимо с Шумерской, Египетской, Харрапской и Китайской цивилизациями, т.е. всеми основными центрами развития человечеств), а чуть позже делали совершенно фантастическую керамику. Это интереснейшая тема для разговора, но о ней в другой раз, тем более, что следы от тех, первых племен, населявших Японию (в основном это были айны), почти не видны.
Где-то в середине первого тысячелетия до нашей эры, т.е. примерно 2.5 тыс. лет назад со стороны Корейского полуострова прибыли новые люди, которые привезли с собой овец, коров, лошадей и рис. Это так называемые протояпонские племена, которые и составляют основу современной японской нации. Примерно тысячу лет – до V в. уже нашей эры миграция на Японские острова была относительно активной, а связи с материком довольно тесными. Это привело к тому, что местная культура вытеснялась корейской и китайской. К тому же айны частично смешались с новичками, частично ушли на север, а вторая группа самых многочисленных племен – аустронезийцы, напротив, отошли на юг острова Косю.

Кстати, местных племен было не очень много и селились они в самых благоприятных областях острова Косю и части Хонсю (тут жили айны эбису на севере и еще одно племя – кумасо (хаято) на юге). Пришельцев было значительно больше, поэтому началось освоение лесов Хонсю и распашка земли под рис. Поначалу особых следов войны между пришельцами и местным населением не видно, даже наоборот – китайские и корейские ремесленники всех видов охотно принимались в племена. Однако число этих пришельцев росло, постепенно племена начали делиться на "японские" и "неяпонские". Японские племена начали объединяться во все более крупные образования, слабые роды просто поглощались сильнейшими, как это обычно и бывает во время образования первых государств. Местные племена, которые не пожелали соединяться с пришельцами, постепенно вытеснялись в неудобные области проживания, и все заканчивалось как обычно. Надо бы еще напомнить, что вместе с пришельцами с материка, в Японию приходит буддизм, а приход любой большой религии означает, что вы теперь можете отличить "своих" от "чужих". То есть кроме объединения родового происходит еще и культурное. Процесс такого вот объединения племен начался примерно во II веке и постепенно нарастал до 645 г. н.э.
Этот год известен нам достаточно точно, а случилось тогда вот что.
Не следует думать, что вся история Японии крутилась около Японии. Рядом был материк со своими войнами и междуусобными конфликтами. Уже в 4-м веке н.э. японцы устраивают набеги на Корею и вообще осознают себя отдельным народом и государством – Ямато. Согласно японскими легендам, Ямато вообще образовалось в 660-м году до н.э. под влиянием первого японского императора Дзимму-тэнну. Он победил в войне против местных племен в районе Кинки, придя к ним с Косю. Но ученые пока не подтверждают эту версию, настаивая на образовании Ямато примерно в III веке н.э.
Во времена набегов (кстати, довольно успешных: японцам удалось даже обложить данью область Мимана вблизи Пусана) особенно выдвинулся род Отомо, который ведал дворцовой стражей и выполнял жреческие функции.
Против него выступал род Мононобэ – прямые потомки рабов эбису (айнов), отвечающий за вооружение военных отрядов и собственно эти отряды (одним словом, за армию). Их противостояние оказывается главным в это время. Снаружи же тоже идет война, два корейских государства – Пэкче и Когурё воюют друг с другом, пытаясь перетянуть на свою сторону ближайших соседей. Соседи в конце концов выступили на стороне Пэкче, которое и победило.
Тем временем в самой Японии образовался еще один мощный клан – клан Сога, который добился у императоров Ритю и Юряку разрешения управлять "тремя царскими сокровищами". Три сокровища японского императора – это предметы культа, дары императору и налог. Налог тогда платился в натуральной форме, так что можно утверждать, что Сога владели материальными ресурсами страны. Т.е. образуются три клана – Сога, Мононобэ и Отомо, которые через некоторое время намертво сцепились друг с другом. В результате интриг, войн и дипломатических игр клану Мононобэ удается свергнуть Отомо. Можно торжествовать, но подобная победа ослабила клан Мононобэ, чем воспользовался клан Сога, уничтожив своих конкурентов в 587 году.
Тем временем на континенте тоже идут свои события, в частности - Китай объединился. Северное и Южное государства стали едиными в 589 г. под влиянием дома Суй. С 618-го года в Китае к власти приходит династия Тан, наступает период трехсотлетнего усиления Китая и любые набеги в эту страну становятся невозможными. Япония начинает внутриусобную войну. Кстати, масло в огонь хорошо подливала религия. Разные японские кланы исповедовали разную религию, и это очень важно для понимания истории. Например, известно, что Мононобэ были синтоистами, Сога – буддистами.
Придя к власти, Сога стали внедрять китайскую культуру и религию – буддизм. С буддизмом тихой кошкой проскользнуло конфуцианство, так что в результате в Японии образовалась вполне даже невероятная смесь трех религий, каждая из которых не хотела уступать первенство конкурентам.
Глава рода Сога по имени Умако всегда стремился к централизации и мечтал о едином государстве. В 593-м г. он поставил во главе страны свою племянницу Суйко (592-622 гг.), которой едва исполнился год. При ней был регент – принц Умаядо (тоже, естественно, Сога), которому на тот момент исполнилось 21 год.
Одни эти даты хорошо показывают о состоянии дел в Японии. Такие молодые правители обычно свидетельство длительных междуусобных войн, выбивающих старших мужчин. Но это заметки на полях.
Принц Умаядо известен нам как Сётоку-тайси (572-622 гг.). Умаядо вел три основных направления своей деятельности – развитие буддизма как государственной религии, централизацию страны вокруг клана Сога и внедрение китайской культуры в страну. Это совсем неудивительно, если вспомнить, что Сога происходили из Китая. Поначалу они оказались почти рабами в Японии (их называли бэ), а сам род имел другую фамилию – Согабэ. Род сохранил стремление к власти, возможно, из-за того, что первые Сога были предводителями китайских переселенцев, вождями своего народа. Кстати, если внимательно посмотреть на имя их главных противников по кланам, то они тоже происходит из бэ – Мононобэ, да и клан Отомо тоже когда-то был Отомобэ. (А это очень хорошо рассказывает о самых древних этапах борьбы пришельцев с континента против местных племен – это были банальные восстания рабов). Правда, и Отомо и Мононобэ имели связи с императорским домом, и очень древние, а Сога только начал вливаться в историю. Поначалу им пришлось довольствоваться только тем, что императорский дом мог жениться на их женщинах. Правда, это позволяло вести довольно хитрую политику, которая через пару столетий обернется тем же самым против самих Сога. В частности, жена императора Киммэя – Сога-но Инамэ была первой буддисткой в высших кругах Японии.
Кстати, о буддизме. Сога не только проповедовали буддизм в силу своего происхождения и не только мечтали о централизованном государстве, построенном по китайскому примеру. Они еще и составляли теорию этого вопроса. В частности, принц Сётоку Тайси разработал основную политическую программу рода, которая включала в себя распространение буддизма. Именно эта программа и стала основой юридических и политических изменений в стране в будущем.
Можно, конечно, удивляться забавным поворотам жизни и истории, но под влиянием Китая было решено принять некоторое законодательство и в 604 г. появился "Закон 17 статей", где были изложены принципы управления, согласно буддистским и конфуцианским учениям. Через 40 лет эти принципы приведут к государственному перевороту и смене власти Сога, но… но пока происходит обмен посольствами с Китаем и жизнь идет довольно мирно и своим чередом, хотя назревает новый конфликт, на этот раз религиозный.
Несмотря на то, что дома Отомо и Мононобэ свергнуты, синтоизм никуда не делся. Если до сих пор все конфликты были политическими – японские племена против корейских, местных и т.п., плюс внутриклановые войны, плюс межклановые, плюс…
То теперь война расширяется.
Ведь на земле Японии была своя религия, языческая. Она чем-то была похожа на религию Бон, сохранившуюся на Тибете, хотя имела более древние формы. И вот на эту религию накладывается новая – буддизм. Примерно так же, как на Тибете из местных учений и буддизма родился Бон, в Японии рождается синтоизм или синто. Синто оказывается гораздо ближе к японскому мировоззрению, чем чужой буддизм или конфуцианство – это естественно. Но государственная поддержка у буддизма. Cинтоистское жречество начинает протестовать против такого положения вещей и ситуация в стране, где идут непрерывные клановые войны, становится еще более сложной, в которой запутываются политические линии уже нескольких серьезных "игроков". Сога однозначно поддерживали буддизм перед синто, что не могло нравиться местным жрецам.
644 г. Принц из рода Сумераги (Сумэраги) Нака-но-ое вместе со старейшиной рода Накатоми – жреческого синтоистского рода – по имени Камако устраивает государственный переворот и убивает большинство своих родственников, включая главу рода – Ирука Сога. Его напарник меняет имя и дальше называется Камако Фудзивара (614-669 гг.).
Клан Фудзивара – один из самых влиятельных кланов в истории Японии, и стоит запомнить, что его история началась в это время. История предыдущих трех родов закончилась, началась новая, и в ней главных противников будет четверо – Фудзивара, Тайра, Минамото и Татибана. Но о них речь позже.
Как это часто бывает, во главе государства оказались вовсе не главные заговорщики.
В 645 г. участвовавший в заговоре принц Кару из рода Сумераги становится "сыном неба" (тэнно), называется Котоку-тэнно и объявляет себя верховным правителем. Свою страну он называет "корнем Солнца" или местом, где оно рождается. Нихон, по-японски.
Тут, кстати, тоже есть любопытный момент, ведь император в синто – прямо от неба и богов, а в Китае – он первейший среди равных, что поддерживает буддизм. Так что, когда вы слышите о небесном и священном происхождении японского императора, вы слышите влияние синтоизма. Все японские императоры считаются тэнно хэйка или хэйка (примерно как наше "его величество").
Период своего правления Котоку называет "великой реформой" или Тайка. Так что и история тоже помнит этот период под названием "переворот Тайка". С этого момента период правления каждого императора в Японии носит свое особое имя и по нему идет официальное летоисчисление. После смерти каждый император называется по периоду своего правления. Это китайский обычай, так что в его появлении ничего особо удивительного нет.
Почему же именно Тэйка считается переломным моментом в истории Японии? Потому что впервые появилась страна. Территория была разделена на провинции, в каждой был свой губернатор. Была отстроена первая столица Японии – город Нара (концом строительства называют 710 г. н.э., когда в Нару переехал император со всеми правительственными учреждениями).
Спустя 17 лет после переворота принц Нака-но-ое становится императором Тэнти (между ним и Котоку была императрица Саймэй). Страна начинает осваиваться в новой роли…
Тем временем дом Фудзивара постепенно становится не только крупнейшим землевладельцем в стране, но и перехватывает почти все высшие государственные посты. Хотя формально Японией правит исключительно клан Сумэраги, но жен они могут брать только из клана Фудзивара. Фудзивара изначально и до конца жизни прославились как мастера интриг, советов, как канцлеры, регенты и советники. Но почти никогда они не выбиралась в "главную власть". Они предпочитали управлять на самом деле, а не формально.
К VIII веку нашей эры клан Фудзивара добился того, что управлял страной, будучи канцлером при малолетнем императоре (или императрице). Как только император из клана Сога доживал до совершеннолетия, его вынуждали отправляться в монахи, а власть передавалась очередному малолетнему императору и его новому или старому канцлеру.
Обо всем этом рассказывает книга "Большое зеркало" ("Окагами"), которая была написана в первой половине 11 века, а рассказывала о событиях с 850 по 1025 гг., упоминая о чуть более ранней истории.
В 712 г. составляется первая японская хроника – "Кодзики", а через 8 лет, в 720 г. первые "Анналы Японии" – знаменитая книга "Нихонги".
Наступает эпоха Нара.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
yasko
Jan. 6th, 2011 07:38 am (UTC)
Новые люди прибыли в Японию в т.н.
Осевое время, они же принесли и буддизм. Это очень интересно, я почему-то думал, что буддизм проник туда гораздо позднее, оказывается он пребывает в современной нам Японии изначально. Вероятно я путал проникновение буддизма с его утверждением, как гос. религия.

Осевое время середина 1 тысячелетия до н.э. : "Тогда начались космические передвижения народов, несшие в себе более высокую энергетику для грядущих изменений, тогда философы осмысливали эволюционные процессы и проблемы взаимоотношения материи и духа, тогда в мир пришли религиозные учителя и началась дудовная революция конца 1 тысячелетия до н.э." Л.В. Шапошникова.
world_japan
Jan. 6th, 2011 07:49 am (UTC)
Re: Новые люди прибыли в Японию в т.н.
Гораздо позднее - это когда?
yasko
Jan. 6th, 2011 12:26 pm (UTC)
В средние её века. Я не силён в
её истории, познания в которой у меня ограничены комментариями академика Конрада к Исэ Моногатари и Запискам из кельи. Всё как бы в тумане.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala