?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Текст, можно сказать, по заявкам телезрителей. Точнее, по следам вопроса о параллельных событиях в Корее и Китае. Ответы рождаются не так быстро, но все же...
Предыдущий пост дает ссылки на еще разные ммм... источники, в основном для автора вопроса.
Северина, любые замечания по теме, естественно, принимаются! (Как приедешь)
Остальные, разумеется, тоже могут высказываться, Северина просто человек, в Корее живущий не один год и изучающий много чего, в частности, историю страны.

В принципе, можно и не говорить, что Корея была заселена в палеолите, древние люди тут оставили свой след, все такое прочее. Если Китай и Япония имеют следы истории 7-9 тысячелетней давности, то почему вдруг в Корее-то им не быть?
Так что я пропущу древнейшую часть, а то вообще нехорошо вышло. Начала, понимаешь, с японской поэзии и все еще до танка не добралась толком. Точнее до эпохи Нара. А тут еще Корея с Китаем, ага…
Но ладно. Так всегда бывает, когда рассматриваешь что-нибудь интересное.
Так вот, еще 9 тыс. лет назад тут были люди, это точно известно. 7 тыс. лет назад они занялись земледелием и скотоводством. 4 тыс. лет назад они знали, как плавить бронзу, но это было заимствованное у Великого Соседа знание, где вообще, кажется, бронзу умели плавить всегда. Кстати, умение плавить бронзу в Корее как-то не шибко ценилось, во всяком случае, каменные орудия труда сохранялись аж до нашей эры!
Современные представления о мире объявляют нам, что первым корейским государством был Чосон. Сами корейцы твердо убеждены в том, что он был уже в 7-м в. до н.э. (т.е. примерно в те же времена, когда японцы считают, что у них появился первый император Дзимму). Но с этим не согласен целый ряд исследователей.
Нет, ну все опять не так…

На самом-то деле корейцы ведут летопись своего государства с Чосона, который, с их точки зрения, основан совершенно легендарным человеком по имени Тангун. Тангун был сыном Небесного владыки и женщины-медведя, а государство основал в 2333 г. до н.э. И южнокорейский календарь ведет отсчет времен именно с этой даты.
Интересно, что про Тангуна китайцы тоже упоминают, тем не менее, историки считают, что факт его существования и столь далекой истории Кореи не доказан.
Тем не менее перескочим вперед на тысячу с лишним лет. Династия Тангуна по каким-то причинам погибла. В Корею из Китая прибывает некто Киджа (Ци Цзы по-китайски), знатный китайский сановник и основывает династию. Было это по китайским данным в 1122 году. Спустя еще почти тысячу лет страной правил последний потомок этого рода по имени Чун, которого победил снова-таки китайский военачальник по имени Ви Манн (или Вэй Манн). В 194 г. до н.э. он победил Чуна и стал править страной.
Об этих событиях пишет известный китайский историк, живший во 2-м веке до н.э. Сыма Цянь, чьим историческим запискам склонны доверять современные исследователи. Подробности корейской истории до этого времени фактически скрыты во тьме времен, там уже можно предоставить слово археологам, но не будем это делать.
Известно, что на южной части Северо-Восточного Китая и на севере Корейского полуострова действительно в это время жили люди, которые не входили в Китайскую империю.
Кстати, с этого места лучше посмотреть на карту, чтобы понять расстановку сил.

Карта Кореи времен Трех Царств
Gogutyeo - это Когурё,
Gaya - это Кая,
Silla - понятно, Силла,
Baekje - Пэкчэ. Южнее и восточнее находится Косю.

Корея в районе 550 г.н.э.
Это Корея с частью территории, захваченной Японией (Мимана)

Про Тангуна, Киджа и даже Ви Манна почти ничего и неизвестно, кроме того, что в 108 г. до н.э. их захватили китайцы, поделили на четыре округа и основали столицу провинции на месте нынешнего Пхеньяна. Тогда город назывался Аннан или Наннан, а по-китайски -Лолан. В Лолане знали железные орудия, а это означало и военное развитие, и земледельческое. А еще Лолан активно использовал иероглифическую систему письма (китайскую, разумеется), а еще… ну? Ну, как всегда, религию. Буддизм, который именно оттуда и попал, вероятно, в Японию в первый раз. Хотя кто его теперь знает… Были и более ранние путешественники, которые могли занести буддизм в Японию.
Корейцы народом оказались вредным, свободолюбивым и независимым. Китайское владение им показалось неоптимальным и они начали войну, в которой, как ни странно, победили. Три округа пали довольно быстро, Лолан держался дольше всех.
Война длилась лет сто, в результате не только Китай ушел из этих земель, но и местные племена выдохлись, зачахли в развитии, но как-то там себе существовали еще лет триста, независимо от всех соседей. (Когда регион бедный и воинственный с ним далеко не всегда будут связываться даже большие и сильные соседи потому что выгоды от их захвата мало, а сил потратишь много).
И тогда на их землю пришли люди государства Когурё. Когурё занимало довольно большую территорию. Взгляните на карту – к 1 веку н.э. оно занимает почти всю территорию по течению реки Ялуцзян (корейское название Амноккан), где сейчас проходит граница между КНДР и Китаем. А пришли когуры в Корею, скорее всего из государства Пуё, занимавшего когда-то давно территорию Манчжурии.
Кстати, современное название "Корея" происходит от Корё – так называлось средневековое государство этого региона, а Корё, в свою очередь, сокращение от Когурё. Так что этимологически нынешняя Корея – прямой потомок этого государства, хотя на самом деле там все хорошо перемешалось.
Упомяну тут же еще одну вещь. Известно, что когурёсский язык родственен японскому, хотя есть исследователи, считающие, что родственник японскому только южный диалект, а северный был похож на нынешний корейский. Так что влияние Когурё на Японию хоть и не имеет прямых письменных доказательств, а вот лингвистически очень даже прослеживается.
Когурё ухитрилось добиться своей независимости от Китая в 37-м г. до н.э., о чем свидетельствуют записи в Сань го чжи, написанной в III веке (это очередная китайская хроника; китайцы вообще были страшные формалисты и все-все записывали в хроники – кто пришел, что говорил и что подарил, - по которым нынче восстанавливают не только местную историю, но и прослеживают некоторые европейские события). Столица государства находилось в городе Цзиане (Северо-Восточный Китай), которая тогда называлась Хвандо. Хотя некоторые говорят, что первая столица называлась Куннэсон, разместили ее на правом берегу Амноккана, а уж потом переехали в Хвандо.
В Китае в те времена (к началу III века) пала Ханьская династия, государство развалилось, шла мелкофеодальная война всех со всеми, поэтому несмотря на численный и технологический перевес, им было не до соседей, которые не только смогли стать независимыми от Китая, но еще и ухитрялись вести собственные войны (если бы сосед был сильный и не занятый внутренними проблемами, он бы непременно воспользовался ослаблением корейских племен в результате войн, как, собственно, и случилось несколько столетий спустя).
У короля Когурё Чумона было три сына. Или по меньшей мере три. Два младших отправились искать новые земли, поскольку королевство должно было остаться старшему. Один из них попал в тяжелые для жизни условия и закончил жизнь самоубийством, а второму, которого звали Онджо, удалось основать еще одно государство – Пэкче (дословно "сто вассалов") со столицей в г.Хансоне (это Кванджу сегодня). Основал он их на территории земель Махана в районе примерно нынешнего Сеула и было это в 18 г. до н.э. Кстати, столица потом переехала в Учхон (Конджу), а потом в Собури (Пуё).
То ли братья не шибко дружили, то ли быстро забыли о родстве, а только грызня между государствами началась довольно быстро, но поначалу ни к чему серьезному не приводила.
Чтобы завершить обзор ситуации к 1-му веку на.э. остается упомянуть, что на юго-востоке (около современного Кёнджу), на землях Пёнхан в 57-м г. до н.э. (т.е. даже раньше, чем Когурё) образовалось государство Силла, а в дельте реки Нактонган образовалось некая община земледельцев (земля там очень плодородная), которая назвала себя Кая или Тэкая. Это было не совсем государство, скорее нечто вроде мощной общины, которая могла за себя постоять и огрызнуться в ответ на притязания мелких соседей. Вообще-то там был еще ряд племен, которые в истории почти не оставили следа, будучи поглощенными одним из соседей. Кая отделилась от Пэкче.
Интересно, что деление на север и юг в Корее существовало с незапамятных времен. Даже до нашей эры на юге государства были так называемые самханы – племенные объединения, которые не поделили в какой-то момент землю и распались на два больших государства. А уж про период трех царств – именно под таким названием вошел этот период в историю – и говорить нечего.
Короче говоря, с 1 в. до 7 в. н.э. в Корее складывается некое равновесие трех государств: Когурё, Пэкче и Силлы. Разумеется, они воевали друг с другом, с переменным успехом, хотя поначалу Когурё явно лидировало. В 313 г. оно, например, завоевало бывшие земли Лолана и попытались отхватить себе и север Корейского полуострова. К концу IV века Когурё фактически добилось максимально расширения территории, занимало северо-восток Китая и весь север полуострова. В южном охвостье гнездились оставшихся три государства, занимавшие по сравнению с Когурё примерно шестую часть территории, вместе взятые.
Период с 234 по 475 г. называются периодом расширения границ Пэкче. Этому способствовало три главных фактора: неплохое правление местных королей, союз с Китаем, от которого брались новые технологии, и военный союз с Японией, официально заключенный в 391 г., в результате которого Япония получала опять-таки технологии и культуру, а Пэкче получило прекрасный военный флот, сильнейший в регионе в то время. Какое-то время Пэкче ничего особенного не угрожало, даже Когурё поутихли. По правде сказать, у Когурё в это время развивались серьезные проблемы с северным Китаем – государством Вэй, которое смогло в 342 г. вообще захватить страну, но не надолго, в 385-м Когурё уже освободились, но начали воевать с Силла.
Кстати, обнаружив, что Пэкче заполучили себе в союзники Японию, Когуре и Силла стали совместно воевать против японских нападений, и случалось это три раза почти подряд: в 399, 404 и 407 гг., из чего можно сделать вывод о том, что у Мононобэ в Японии в это время все шло просто прекрасно.
Тем временем Когурё, победившие захватчиков из Китая, решили захватить и ближайших соседей, после чего стали нападать и на Силлу, и на Пэкче, которые решили объединиться для отражения угрозы с севера.
Вообще-то надо сказать, что союзники Пэкче в это время стали испытывать серьезные проблемы у себя на родине. Началось время борьбы Мононобэ с Отоми и Сога, так что Пэкче лишились мощной военной поддержки, так что очередной король (Ван) Когурё - Квангэтхо, чье имя переводилось как "Расширитель земель", к 5-му в. н.э. (точнее, в 475г.) отхватил у Пэкче земли долины р.Ханган, столицу и всю центральную область страны (Чинхан).
Столицу пришлось перенести ближе к современному городу Конджу (а тогда он назывался Унджин, Учхон). Это было очень близко к Силлам, поэтому с ними пришлось заключать мир, выгодный для обоих сторон. Ну, и помощь Японии тоже была весьма кстати, хотя заключавший когда-то союз клан Мононобэ к этому моменту уже серьезно ослабел по внутренним причинам. Фактически, именно вливание японских сил помогло удержать Пэкче свое государство и не пропасть. Правда, не за так, а за то, что Япония имела собственные земли на юге Корейского полуострова, да и вообще члены королевской семьи Пэкче периодически были в заложниках у японцев в обмен на военную помощь.
И история продолжилась.
Как и везде, история Кореи тех лет – это непрерывные стычки племен с врагами внутренними и внешними. Столицы государств переносились довольно часто, вот и король Когурё тоже решил это сделать. Такое решение вызвало большое неудовольствие внутри Когурё и оттянула на себя силы армии. Случилось это в 427 г. н.э.
Пэкче не будь дураки, воспользовались моментом, быстро объединились с Силлами в одну армию и совместно дали отпор Когурё. К 500-му году Чинхан отобрали назад, только достался он не Пэкче, а Силлам. Бывает.
Надо бы сказать, что Чинхан хорош тем, что в нем протекает, как можно видеть, река. Эта река позволяет прямо через Желтое море наладить поставки товара в Китай, в силу чего владение рекой и ее портами оказывается стратегически важным для местных племен, попросту говоря, кто владеет Чинханом, тот владеет ситуацией.
Но ненадолго. Когурё быстро сообразили, что можно сделать, и объединились на этот раз со своими бывшими врагами - с недовольными Пэкче. А что? Очень логично, по большому счету. Теперь уже Силла противостоит двум государствам. Но оба они ослаблены длинной войной. Пэкче потеряли лучшие свои территории, Япония занята собственными проблемами, Когурё испытывает постоянные набеги со стороны Китая. В результате, Силла оказалась сильнее, они не только отбились от бывших врагов и союзников, они даже присоединили к себе ту самую общину земледельцев Тэкая в 562 г. Отбиться-то они отбились, а разбить врагов не смогли, поэтому взялись искать союзников на стороне. Впрочем, этим занялись все три государства с разным успехом. У Пэкче традиционным союзником была Япония, Силла смогла связаться с Китаем, а Когурё оказались в политической изоляции.
Скажу тут пару слов про соседний Китай, который не то, чтобы не вмешивался в их дела, но был обычно поглощен своими проблемами. При случае он всегда был готов отхватить свой кусок в этой схватке, но то случай не подворачивался, то потери были слишком большими, а кусочек слишком маленький… В общем, Корея как-то почти всегда была в стороне от Китая и в состоянии перманентной войны с ним. В частности во время династии Суй (589-619 гг.) Китай дважды пытался задавить Когурё, но Ыльчи Мундок – выдающийся, кстати, корейский полководец, неоднократно спасавший страну, ухитрился разбить китайские войска, бывшие по численности и вооружению посильнее Когурских.
Но в 618-м, как я упоминала в истории Японии, в Китае к власти приходит династия Тан и правит им аж до 907 г. Это сильная династия, это время сильного Китая, поэтому неудивительно, что они решили отыграться и положить конец безобразиям, творившимся под боком, и заключили для начала союз с Силлой.
Пэкче с этого момента были попросту обречены, поскольку Япония, уже установившая посольские контакты с Китаем, прекрасно понимала, что выступать против Тан означает проиграть войну. Нет, они не бросили союзников, да и свою землю было жалко, но они ничего не сделали во время совместного китайско-силлского выступления в 660 г., в результате которого военные силы Пэкче были практически разгромлены. В результате, когда пришло время остаткам королевского двора просить помощь у Японии, война уже переместилась с суши на море.
Японский флот превосходил по численности китайский раз в семь и считался на тот момент одним из лучших в регионе (и в мире, если уж на то пошло). Численность японской армии превосходила китайскую в шесть раз. Одним словом, японцы были уверены в том, что успех будет на их стороне, и не без оснований.
Ну, можете предвидеть, что произошло? А произошла битва, точнее морское сражение при при Пекганге (Пэккане, Хакусонко), где силы Японии и Кореи были наголову разбиты китайским флотом. Почему так случилось? Уровень подготовки обоих армий – китайской и японской – был достаточно высоким. Если говорить о флоте, то японский был без всякого сомнения лучше.
История битвы, если коротко, была следующей. Силла и Китай перекрыли реку Джеум, куда направили 7 тыс. солдат и 170 судов для блокады подкрепления из Китая. Это все силы, которые смогла выделить растущая империя Тан.
Против них выступил в начале авангард японского флота, состоящего в целом из 800 судов! Авангард был отбит, по словам историков, исключительно за счет высочайшей дисциплины китайского флота.
На следующий день прибыли основные силы японского флота. Однако они взялись атаковать китайцев прямо в реке, а они стояли примерно как силы Спарты в Фермопильском проходе. В результате численный перевес флота ничего не значил. Пожалуй, что японцы были слишком уверены в своих силах, они даже не соизволили перестроить боевые порядки и нападали линия за линией на флот Тан. Тан поступил, на мой взгляд, просто гениально, перекрыв фланги и отбивая исключительно атаки в лоб. Японские корабли гибли один за одним, с ними гибли перевозимые войска и лошади, в общем, это безумие длилось до конца дня, когда оказалось, что Япония потеряла почти половину флота. И тут Тан еще раз продемонстрировала гениальность своих флотоводцев. После того, как японский флот остановился в своих бессмысленных атаках, Танский перестроил ряды и контратаковал, причем очень удачно. Они вывели из строя резерв, который не мог двигаться из-за того, что его окружали поврежденные суда, они утопили войска, в том числе конные, наконец Тан основательно покусал оба флага японского флота, на котором на этот момент царила паника и неразбериха, корабли пытались разойтись из общего ядра, но те, кому удавалось вырваться, попадали под огонь флота Танов. В общем, разгром был полный.
Представьте сами: японцев было 42 тыс. человек против всего 7 тыс. китайцев. И 800 кораблей Ямато против 170 китайских. Силы корейцев, выступивших на обеих сторонах, были примерно равны – по 5 тыс. человек и в учет не брались. Японцы потеряли половину своего флота, четверть войск, более тысячи лошадей, в общем, покрыли себя национальным позором, а разгром был внушительным, показательным и страшным для Ямато. Это было самое большое поражение Японии во всей истории вплоть до современных времен. Никогда больше они ТАК не проигрывали. Пэкче были присоединены к Силле, но это уже никого не интересовало. Ситуация была попросту критической – китайский флот готовился к вторжению в Японию, а его силу японцы уже прекрасно испытали на себе. И это была совершенно нешуточная угроза. Японцы, как они часто будут делать позже, обрезали все связи с внешним миром и занялись укреплением своих территорий. Этому способствовала сильная миграция в Японию корейских беженцев, как их назвали бы сегодня, недовольных как силлским правлением, так и китайским. Среди них были выдающиеся ученые, художники, вообще люди искусства и… и талантливые администраторы.
Кстати-то сказать, я не думаю, что успех китайской высадки был так уж предрешен. Одно дело победить в узкой дельте реки, другое – высадиться малыми силами на чужой территории. В Тан это понимали и вообще-то захват Японии не планировали. Тем временем совместные войска Китая и Силлы обернулись против Когурё и вынудили их капитулировать в 668 г.
Кстати, чтобы уж завершить эту часть истории, я скажу, что Силла очень быстро поняла, что Китай ей вовсе не друг и даже не союзник. Уже в 670 г. Силла начала войну с Китаем и запросила помощи у Японии, однако цена оказалась слишком тяжелой. Японский императорский двор потребовал признания вассалитета Японии над Силлой. Силла была вынуждена согласиться, а результатом стала победа над Таном – очень редкое событие по тем временам. Победа была немного относительной, Китай отказался от претензий на управление страной, хотя формально император Китая считался верховным правителем Силлы. Но в 735 г. был подписан договор о границах.
Контакты с Японией у Силлы продолжались и довольно активно, хотя японцы пытались в 731 г. захватить часть земли, но безуспешно. Вассалитет был передан Тан.
Кстати еще, всякие корейские боевые искусства родились в те вот далекие времена и именно в Силле, которая чем-то была похожа то ли на древнюю Спарту, то ли на современный Израиль. Во всяком случае, вся молодежь проходила обучение в армии и лучшие отбирались в регулярные войска, которые даже отправлялись в разные периоды истории на помощь Китаю. Эти войска назывались Хвараны (цветы-юноши), из высших Хваранов даже монархи выдвигались и вообще служебная иерархия совпадала с аристократической. Хвараны имели совет старейшин – хвабэк, куда сначала входили главы племен, а потом это был своего рода аристократический совет, собиравшийся по важнейшим государственным вопросам и решавший порядок престолонаследования.
Дальше довольно долгое время Корея войн не вела и жила спокойно. Только к 889 г. под действием внутренних проблем, вызванных в основном разорением крестьян, в стране наступила смута и власть Силла распалась. В соседней Японии и Китае происходило примерно то же самое, но об этом уже не будем или пока не будем.
Еще пара слов о влиянии Кореи на Японию, и на этом стоп.
Если говорить об этом влиянии, то достаточно напомнить, что буддизм и конфуцианство пришли в Японию от Пэкче. От них же пришли некоторые виды искусства, в том числе керамика, например. В самой Корее довольно много памятников культуры Пэкче, но и в Японии их несложно найти. Достаточно заглянуть в город Нара, чтобы понять, что раннеяпонская цивилизация развивалась скорее под корейским, чем под китайским влиянием. К тому же массовая эмиграция привела к всплеску развития Японии во всем, начиная от административного управления, которое было похоже на китайское, но перенято у корейских администраторов, и заканчивая ремеслами, искусствами и религией. Вообще говоря, возможно, и сами японские народы – прямые потомки Пэкче или более ранних государств Манчжурии. Во всяком случае, повторю, некоторые лингвистические детали на это указывают.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
zeleneva
Jan. 8th, 2011 06:12 pm (UTC)
Ну и сразу еще один вопрос - а что у корейцев со стихами? Если уж в рассматриваемый период до 7внэ в Японии стихотворные формы определились, то и в Корее должны были. Они же в это время интенсивно взаимодействовали. Где об этом почитать?
world_japan
Jan. 9th, 2011 05:49 am (UTC)
Потрясающий вопрос! Меня никто еще не спрашивал про корейские стихи :)
Посмотреть можно тут, например:
http://ru.koresaram.doira.uz/Articles/ArticleInfo.aspx?Id=cb1b1db2-0f39-49fb-bc55-7e7ac6a29223
http://vestnik.tripod.com/library/literature.html
http://korea.narod.ru/content/korea/11/10.htm

Или подождать мой ответ :)

Или посмотреть пару образцов, правда более позднего времени.

Принц Вольсан
(1454 - 1488 гг.)

Ночь на осенней реке. Холодна речная волна.
Закинул крючок - не клюет.
В лодке пустой с грузом лунного света домой возвращаюсь.

Сонган
(1537 - 1593 гг.)

Два будды каменных лицом к лицу стоят
Нагие под дождем и снегом на дороге.
Завидуй им - разлук они не знают.

Могын
(1328 - 1396 гг.)

Над долиной, засыпанной снегом, грозовые тучи нависли.
А где-то, я слышал, цветы мэхва распустились.
На закате стою одиноко, путь потеряв.

Отшельник из Кымо
(1353 - 1419 гг.)

К прежней столице на горячем коне возвращаюсь
Обезлюдело все, хоть горы и реки все те же
Неужели года процветанья мне лишь в грезах приснились.

Последнее вообще похоже на Сайгё
Не узнаю столицы.
Такой ли я видел ее?
До чего потускнела!
Куда же сокрылись они,
Люди былых времен?

Хм... пожалуй, я такой пост сделаю. С подборкой корейских стихов
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala