?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Секреты Тябана. Часть I

Оригинал взят у teahouse_nsk в Секреты Тябана. Часть I
СИН ХАНАИРЭ

Классификация посуды по уровням формальности (СИН, ГЁ и СО) отражает определенные исторические тренды, но имеет значение не только по этой причине. Во-первых, ваза для ХАНАИРЭ должна быть уравновешена другими предметами в чайной комнате для создания гармоничной композиции – ТОРИАВАСЭ. Также от ранга вазы зависит разновидность подставки УСУ-ИТА, на которую ваза ставится внутри ТОКОНОМА.




ХАНАИРЭ СИН, или цветочная композиция формального стиля - это по большей части предметы КАРАМОНО. Это слово означает «китайские товары», к которым относятся импортные изделия времен китайских династий СУН, ЮАНЬ и МИН, а также японские аналоги, которые в зависимости от формы и материала могут считаться формальными.

Основные категории – это металл: китайская бронза КАРАКАНЭ, медь, САХАРИ, практически любые исторические металлы, и керамика: СЕЙДЗИ (селадон), глина и фарфор более поздних периодов, в особенности СОМЭЦУКЭ – подглазурный кобальт, и красный с золотым КИНРАН-ДЭ. Продукция по мотивам, копии и имитации этих форм и типов глазури, сделанные в Японии, Корее и странах Юго-Восточной Азии также могут считаться СИН. Потребность в более дешевых и более соответствующих японскому вкусу ВАБИ изделиях привела к созданию большого количества адаптированной японской керамики, которая, тем не менее, остается в рамках стиля СИН.

Есть китайские вазы, КАРАМОНО КАГО, которые можно отнести к уровню СИН, но они могут использоваться в любом контексте.

СИН УСУ-ИТА

Изначально цветы ставили на алтарь, позднее стали выставлять в большом пространстве ТОКО на маленьком столике - ДЗЁКУ. Затем, либо одновременно с этим, стали использовать подносы (резная киноварь и другие декоративные техники), и, наконец, УСУ-ИТА, что переводится как «тонкая доска».

Вазы СИН ставятся на доску разновидности ЯХАДЗУ (так же называется паз в стреле, который вставляется в тетиву). Это доска из дерева ХИНОКИ прямоугольной формы, покрытая блестящим черным лаком СИН-НУРИ размером 1 СЯКУ 4 СУН 3 БУ (43.3 см) на 0.9.3.5 РИН (28.3 см) и толщиной до 0.0.2.5 (0.9 см). Паз на торце расположен немного ниже центра. Размерности низа: 1.4.2 (43 см) x 0.9.2.5 (28 см).

КАРАКАНЭ

Металлические сосуды для ТЯБАНА – это, по большей части, бронза и сплавы меди: латунь, САХАРИ, МОРУ и т.д. В качестве экзотики, есть даже несколько древних эмалированных предметов. Никакой информации об их производстве не существует, и даже в самых ранних текстах признается невозможность различить предметы китайского и японского происхождения, что не является сюрпризом в данном случае.

Древний металл хотя и прочнее керамики, но встречается реже, так как до недавнего времени металлические изделия шли на переплавку во время войн или для создания соответствующих моде изделий.
Металлические сосуды времён СУН или МУРОМАТИ создавались как цветочные вазы для больших комнат, не для чайной комнаты. Большинство из них ставится на пол ТОКО, но встречаются сосуды для подвешивания к потолку ТОКО на цепи. Судя по всему, ни один из них не предназначен для подвешивания на стену ТОКО, но недавно я видел несколько железных сосудов (старинный замок, ствол от мушкета и пушка) японского производства, которые использовались как «найденные» предметы. Возможно, категория СИН немного расширилась.

Классические бронзовые КАРАМОНО по своей форме происходят из традиции ритуальной бронзовой посуды, начиная с древней династии ШАН (2000 до н.э) и заканчивая ХАН. Например, ЦУН часто использовались в качестве МИЦУ-ГУСОКУ перед буддийским алтарем. Среди прочего, в бронзе встречаются индийские формы.

В одном еще не до конца переведенном древнем тексте говорится, что высоко ценились простые вещи, а декорированные предметы считались «дешевыми». Под последними часто понимались изделия в традиции ШАН или МИН (нео-ШАН). Как правило, они отлиты в земляных и глиняных формах с восковыми матрицами для элементов дизайна. Намного проще отлить трубку и припаять к ней дно, чем ковать. Узор патины вероятнее всего получали путем нанесения агрессивных химикатов, с нагреванием или кипячением сосуда в жидкости до достижения желаемого эффекта. Иногда получался очень красивый эффект, который невозможно воспроизвести в наши дни, потому что секрет утерян, либо современные металлы слишком чисты, в них отсутствуют соединения, которые образуют патину. Если вам достался древний сосуд, обращайтесь с ним в перчатках или с полотенцем, вытирайте лишнюю воду и проветривайте несколько дней после использования.

В металлическом СИН ХАНАИРЭ ставят строгие и простые цветы, формальные по природе, это часто цветы деревьев: камелия, пион, китайская магнолия или алтея. Также подходят нарциссы и хризантемы. «Травяные» цветы обычно считаются слишком «легкими» для металла.

...Продолжение следует

Подготовлено Домом Живого Чая (https://vk.com/teahouse_nsk)
Вазы для тябана коллекции Дома

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala