world_japan (world_japan) wrote,
world_japan
world_japan

Categories:

Секреты Тябана. Часть V

Оригинал взят у teahouse_nsk в Секреты Тябана. Часть V
ГЁ ХАНАИРЭ

Полуформальными считаются керамические изделия с глазурью, нанесённой гончаром, а не образовавшейся в результате действия эффектов печи.

Большая часть таких изделий в период МОМОЯМА и позже создавались на о. Кюсю и в СЭТО-МИНО, а начиная с периода ЭДО по всей Японии. Данное определение помещает в полуформальную категорию практически всю неяпонскую керамику.


Ханаирэ «ОНДЗЁДЗИ» работы Сэн-но Рикю. Национальный музей в Токио


СО ХАНАИРЭ. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ.

Керамика может приобрести естественную «глазурь» благодаря высокотемпературным реакциям веществ, содержащихся в глине и пепле. Самые известные примеры - керамика СИГАРАКИ и БИДЗЭН.

Такие изделия предварительно замачиваются и используются мокрые. Если ваза стоит на доске из «простого дерева», КИДЗИ, доска тоже мокрая. Другие виды неформальной керамики включают:

- НАМБАН, СИМАМОНО
- Американские индейцы, Африка и т.д.

СО ХАНАИРЭ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ. БАМБУК

Согласно рекомендациям Сэн-но Рикю из «НАМПОРОКУ», в маленькой комнате лучшим выбором для цветов будет сосуд из бамбука, корзинка или тыква.

Чайные практики и раньше ставили цветы в китайские корзины, но применение бамбуковых сосудов началось при Рикю.

Считается, что Рикю сделал несколько бамбуковых сосудов для цветов во время битв у ОДОВАРА (1590), где он пребывал вместе со своим повелителем Хидэёси. Можно предположить, что длительная осада крепости ХОДЗЁ заставила Хидэёси желать чайных встреч с Рикю, а у чайного мастера была возможность найти подходящий для ХАНАИРЭ бамбук в окрестностях КУБОЯМА. Рикю изготовил три предмета в то время, и все они стали классикой.

Бамбук в этой местности часто ломается под весом снега и воздействием холода. На стебле остаются трещины, но растение залечивает их и выживает. По-японски это называется ЮКИВАРЭ и ЯМАВАРЭ. Из такого бамбука сделан предмет, который, по мнению многих людей, воплощает идеалы Рикю.

«ОНДЗЁДЗИ» – это отрезок ствола бамбука с двумя сегментами, парой трещин-ЮКИВАРИ и окошком для цветов (ИТИДЗЮ-ГИРИ) в верхней части. Он имеет 33.4 см в высоту, 10.5 см в диаметре, и в задней части проделано отверстие, которое показывает намерение Рикю повесить это на стену. Название «ОНДЗЁДЗИ» - это правильное название храма на трех источниках МИИДЭРА, из которого украл колокол легендарный силач МУСАСИБО БЭНКЭЙ. Трещины на бамбуке – отсылка к тому треснувшему колоколу. Название придумал Сёан, приемный сын Рикю и его наследник в КИОТО, которому Рикю подарил этот предмет, когда вернулся. ОНДЗЁДЗИ служил многим энтузиастам ВАБИ и чая, среди которых был ДАЙМЁ Мацудайра Фумаи, и ныне пребывает на заслуженном отдыхе в Национальном музее в Токио.




Ханаирэ формы «ОНДЗЁДЗИ»

Вторая классическая форма от Рикю – довольно неожиданная, с двумя окошками («НИДЗЮ-ГИРИ») для цветов сверху и снизу. Известно, что использовались оба окошка, и Хидэёси по приглашению Рикю собственноручно вставлял цветы (в верхнее окно, разумеется), но в современной практике в Урасэнкэ используется только нижнее окно. В верхнее отделение также наливают воду, на всякий случай. Эта форма, разумеется, крупнее первой, 45.4 см в высоту, диаметром 10.3 см, сделана из твердого, прямого отрезка бамбука. Она называется «ЁНАГА», и в записи слогами каны это может означать «длинное сочленение» (бамбука), «длинная ночь» (подобный отрезок бамбука солдаты на войне клали под голову вместо подушки), и другие образы. Предмет находится в музее ФУДЗИТА в Осаке.


Ханаирэ формы «Ёнага»

Третий классический бамбуковый контейнер для ХАНАИРЭ называется «СЯКУХАТИ». Это перевернутая трубка из одного сегмента с небольшим искривлением с эффектом «кунжутного зернышка» на поверхности. Очевидно, Рикю взял уже старый и побитый стихией материал. Название взято из стихотворения дзенского мастера Иккю Содзюна о его флейте, послушать которую собиралось много народа. Рикю подарил вазу Хидэёси, но тот швырнул её в дверь и разбил после самоубийства мастера. Осколки были собраны Ямаокой Сому и после длительных скитаний вернулись в семью Урасэнкэ.




Ханаирэ формы «СЯКУХАТИ»

Еще одна архетипичная форма контейнера для цветов – ЦУРИБУНЭ или висящая лодка из бамбука с естественными пятнами – была создана Сотаном, внуком Рикю. Другие формы – это в основном вариации на тему вышеописанных четырёх, более длинные или короткие, с окошками разной формы и бамбуком другой фактуры. Некоторые современные экземпляры сделаны с лакированным и декорированными золотым МАКИ-Э внутренним пространством.


Ханаирэ формы ЦУРИБУНЭ

...Продолжение следует

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Подготовлено Домом Живого Чая (
https://vk.com/teahouse_nsk)
Вазы для тябана коллекции Дома

Tags: Китай, Япония, китайская жизнь, китайская чайная церемония, китайские традиции, китайское искусство, традиции народов мира, японская жизнь, японская керамика, японская культура, японская чайная церемония, японские традиции, японское искусство
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments